Дюкерный переход ГНБ через водные преграды

Зачастую на пути трубопроводов встречаются естественные или искусственные препятствия. Это могут быть низко расположенные автомагистрали, железнодорожные пути, водные потоки, овраги, подземные сооружения. Магистральный переход  через преграду называется дюкерным.Dueker

Что такое дюкер?

Изогнутый отрезок напорного трубопровода с горизонтальной частью, минующей препятствие. Система функционирует под напором, который делает недоступным ее осмотр. В связи с чем, на стадии прокладки дюкерных труб предпринимаются все возможные меры для обеспечения высокой пропускной способности участка. Чтобы жидкости всегда могли свободно двигаться, на одном либо обоих концах перехода сооружаются грязеуловители – осадочные колодцы с решетками. Система также предполагает устройство запорной арматуры и приспособлений для промывки труб.

Сфера применения дюкерного прохода разнообразная – от систем водоснабжения, канализации, орошения до нефтепроводов, газопроводов и пр. Содержимое трубопроводов движется как самотеком, так и с помощью насосного оборудования. Прокладку под «сухими» и «мокрыми» препятствиями чаще всего выполняют горизонтальным бурением с помощью ГНБ-установок. Трубы для перехода используются железобетонные, полиэтиленовые или стальные. Гидравлический расчет отрезка основывается на выборе трубных изделий с экономически выгодными диаметрами и определении в трубах потерь напора.

Особенности прокладки дюкера ГНБ через реки и водоемы

Создание закрытого перехода через водные препятствия считается одним из самых сложных. Сваренные дюкерные трубы протаскивают в канале, который пробуривается  перпендикулярно к препятствию. Кривизна прохода ограничивается только изгибом буровых штанг. Бурением управляет машинист, руководствуясь данными локации и компьютера.prokladka djukera gnb

Метод ГНБ работает в грунтах различной плотности, включая скальные. Прокладка затрудняется в плывунах, а также в слабоустойчивых грунтах с примесью булыжника, гравия, металлических включений. В таких случаях прибегают к укреплению стенок прохода обсадной трубой или применяются усиленные буры. Диаметр прохода и допустимая его длина зависят от технических возможностей бурильного оборудования. Чтобы трубопроводная система при пересечении водоема не пострадала, трубы укладываются в канал, вырытый на глубине, которая обеспечивает беспрепятственное судоходство. Сборка труб выполняется на берегу. Для дюкерного прохода задействуют стальной трубный прокат с антикоррозийной защитой или высокопрочные полимерные изделия.

Погода на процесс прокладки сильно не влияет. Вместе с тем  оборудование для приготовления бурового раствора нуждается в защите от замерзания. Поэтому при похолодании для техники сооружается  тепляк. А если температура опускается ниже -15С, то полиэтиленовый трубопровод перед укладкой прогревают, пропуская теплый воздух через систему.

Требования к дюкерному переходу shema dukera pod vodniv obyektom

  • Под водными преградами протягивают не менее 2-х параллельных линий, каждую из которых подвергают испытаниям на 100%-й пропуск проектного расхода.
  • Между дюкерами должны соблюдаться нормативы расстояния:
  • для водопроводных – не менее 1,5 м;
  • для канализационных – от 0,7 м до 1,5 м (зависит от давления).
  • Согласно нормативам наименьшее расстояние от дна до верха заглубленной трубы должно составлять 0,5 м, а в зонах фарватера на судоходных реках – 1 м. Данные рассчитывались с учетом возможного переноса русла или размыва дна. Однако эти нормативы не столь значимы при протягивании дюкера способом ГНБ – трубопроводные линии проходят гораздо глубже прогнозируемых изменений русла.
  • Наклон восходящего отрезка дюкерного прохода должен составлять не более 20 градусов относительно горизонта.
  • На концах изогнутой линии предусматривается возведение осадочных колодцев, отметка планировки которых должна быть выше на полметра наибольшего уровня в водотоке с 5%-й обеспеченностью. И выше на полметра по отношению к горизонту высоких вод с 3%-й обеспеченностью - при сооружении колодцев в пойме.
  • При проектировании подземного дюкерного прохода через водоемы, которые используются в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения, рыбного хозяйства или судоходства, требуется согласование с контролирующими органами.

Прокладка дюкера ГНБ методом имеет ряд преимуществprokladka truboprovoda pod rekoy

  • Минимум разрушений в зоне работ – не нужно вскрывать дорожное покрытие или разбирать облицовку набережных.
  • Отпадает необходимость в ограничении или временном прерывании движения наземного и речного транспорта с последующей выплатой ущерба компаниям.
  • Сокращение рабочих сроков, а также строительных и эксплуатационных расходов.
  • Нет потребности в водолазном исследовании дна. Прокладке не мешает течение или ранее протянутые коммуникации.
  • Снижается риск повреждения труб различными предметами во время эксплуатации, в том числе якорями.
  • Не страдает экология, неудобства для проживающих рядом лиц минимальные.
  • Минимум восстановительных работ, не нужно укреплять береговые откосы.

13.02.2021