Особенности подготовки и сооружения котлованов для ГНБ

Технология прокладки трубопроводов ГНБ на пересечении с автотрассами, железными дорогами и другими преградами предполагает устройство котлованов – стартового и приемного. В первом (рабочем) устанавливается спецоборудование (буровая техника), во втором (резервном) – находится конечная точка. При выборе бестраншейного метода размер приямков рассчитывается с учетом щадящего воздействия на окружающую среду. От качества подготовки напрямую зависят результаты работы. Поэтому заранее всегда проводятся технико-экономические расчеты и рассматриваются различные варианты прокладки. Параметры котлованов утверждаются на основании сопоставления их с размерами планируемого тоннеля, а также рабочего оборудования, используемого для этих целей.

startoviy kotlovan

Задачи стартового и финишного приямка

Местом расположения котлованов занимается подрядчик. Рабочий приямок - функциональное сооружение для ГНБ, служащее для:

  • сборки/демонтажа бурового оборудования;
  • ввода буровых штанг в грунт;
  • приготовления/сбора раствора для бурения;
  • осаждения разрушенной породы.

 Резервный приямок несет меньшую функциональную нагрузку в сравнении с рабочим. Однако он тоже необходим в качестве места:

  • выхода бурового зонда с противоположной стороны перехода;
  • сборки насадок для расширения пилотной скважины и их демонтажа;
  • ввода трубы либо футляра под коммуникации.

При необходимости сварных работ в резервном приямке оборудуется пространство для сварщика. В случае выхода буровой колонны на поверхность потребность в финишном котловане вообще отпадает.

Размеры технических сооружений и требования к их размещению

Габариты котлованов зависят от параметров подземного перехода (длины, диаметра) и типа бурильной установки.shema razmescheniya kotlovanov pod GNB

  • В практике ГНБ при укладке единичной трубы роется стартовый приямок размером 3х2 м (ДхШ). При этом глубина рва измеряется расстоянием от поверхности земли до верхней части трубопровода, плюс 0,5 м.
  • Финишный приямок немного короче стартового. Его габариты 2х2 м (ДхШ), а глубина такая же, как и у рабочего. Если наклон выхода бурового зонда из скважины недостаточен для беспрепятственного завода футляра под трубу, тогда еще дополнительно роется монтажная траншея. Это решение не позволяет футляру сгибаться во время его протяжки по каналу.
  • При протягивании 2-х или нескольких труб ширина приямком увеличивается из расчета 100 мм на каждое трубопрокатное изделие.
  • Удаленность между техническими сооружениями зависит от местности. Минимальные расстояния от приямка до дорожного покрытия или железнодорожного полотна рассчитываются по обстоятельствам. Стандартным считается отступ от края дороги в 4-5 метров. Вместе с тем при расчетах учитываются насыпи и канавы. При расположении проезжей части на насыпи, отступ должен быть не менее 2-х метров. Если же вдоль дороги тянется канава, отступать следует так, чтобы труба могла пройти без выраженных искривлений.
  • Автотрасса за городом обычно имеет обочину. Приямки обустраивают за ее пределами. Расстояние отсчитывают от обочины, а не от края дороги, иначе контролирующие структуры не пропустят проект. Организация перехода предусматривает наличие техусловий с обозначением мест, возможных для рытья котлованов и других значимых требований.
  • При прокладке ГНБ в условиях плотной городской застройки стараются не рыть землю на зеленых участках, отступают от тротуаров. В случае невозможности более щадящего проведения работ все разрушения восстанавливаются после полного завершения прокладки.
  • Ввиду больших габаритов рабочего котлована его следует обустраивать со стороны, где инженерных коммуникаций и сетей поменьше. Либо на участках с удобным подъездом для техники и достаточным местом под стройплощадку.

Правила эксплуатации приямком для ГНБ

  • Перед проведением работ по бестраншейной прокладке участок анализируется на предмет других подземных сетей и коммуникаций с последующим согласованием мероприятий с владельцами сооружений.
  • Территория прокладки условно делится на две стройплощадки – рабочая и резервная. Участок огораживают и обозначают специальными дорожными знаками.
  • Места под стройплощадки освобождаются от растительности. Деревья пересаживают либо вырубают. Основание выравнивается. Сооружаются подъездные пути для перевозки спецтехники и грузов.
  • Строительное оборудование монтируется на устойчивой поверхности, уклон которой не превышает значений, допустимых по техническим нормативам.
  • Во избежание подтопления справа в передней части рабочего приямка устанавливается водяной насос.
  • Строительный участок должен предусматривать освещение, а непосредственно котлованы – ограждение из перил, высота которых не меньше 1,1 м.
prokol GNB
Когда габариты котлованов отвечают всем условиям ГНБ и полностью завершена подготовка, можно начинать процесс бурения. Пилотные штанги выполняют прокол сечением в 100 мм в направлении от стартового приямка до финишного. Продвижение бурильного органа под автомагистралями и ЖД-путями регулируется геолокацией. После выхода на противоположной стороне препятствия штангу оснащают конусообразной насадкой и запускают обратный ход. Размеры расширителей меняются, а движение между приямками продолжается до готовности канала, диаметр которого соответствует запланированному трубопроводу.

21.05.2021