Виды работ
Прокладка труб и кабеля с помощью пневмопробойников
Главное предназначение пневмопробойников – создание подземных проходов длиной до 40 м для последующей укладки трубопроводов и кабелей. Оборудование доказало свою эффективность при устройстве коммуникационных проколов под автодорогами и железнодорожным полотном, в зонах зеленых насаждений, на территории действующих предприятий. Об особенностях бестраншейной прокладки инженерных сетей и коммуникаций с помощью пневмопробойника, читаем далее.
Устройство и область применения
Пневматический «крот» состоит из металлического корпуса с ударником, который приходит в движение за счет сжатого воздуха, нагнетаемого в шланг с помощью спецоборудования. Диаметр корпуса равен просвету скважины. Для наращивания диаметра канала задействуют расширители.
При прокладке стальной трубы наряду с пневмопробойником используется спецоборудование для забивания. Сначала «крот» делает тоннель, немногим меньше/больше диаметра коммуникации, а затем трубу забивают в скважину.
Работа по укладке пластиковой трубы предусматривает, как создание тоннеля, так и затягивание изделия. Пробойник движется первым, а следом за ним идет труба, зажатая в специальном технологическом устройстве. При необходимости замены старой трубы на новую, аппарат оборудуют насадкой для вбивания трубы.
Кабельную трассу в грунте с помощью «крота» тянут достаточно быстро и легко. Для этого скважину пробивают несколько больше по диаметру, чем толщина кабеля, и протягивают в нее провод. Если кабель предусматривает защиту кожухом, то в данном случае диаметр скважины должен быть больше диаметра футляра.
Особенности пневмопрокола под дорогой
Если нужно протянуть трубу или кабель под дорогой, где нельзя остановить транспортное движение, то по обе стороны дороги выкапывают приямки на глубину, предусмотренную проектом устройства коммуникации. В стартовый колодец вставляют пневмопробойник. За счет возвратно-поступательного движения «крот» идет под трассой до финишного колодца перпендикулярно дороге. Далее кабельная линия пойдет уже по заранее подготовленной траншее вдоль дороги.
Работа на самом деле не такая простая, как кажется. Важно выставить пневматический пробойник так, чтобы он точно вышел в приемную траншею на противоположной стороне. Кроме того, важно придерживаться выставленного уровня. При наклонах ударника вверх/вниз поменяется траектория хода, и тогда «крот» уже пойдет в незапланированном направлении. Агрегат может, как поднять дорожное покрытие, так и уйти вглубь. Изменение траектории зачастую обусловлено разными слоями пород, встречающихся на пути прокола. В данном случае «крот» будет уходить по направлению к более мягким грунтам. На небольшой длине прокола (до 10 м) допускается незначительная погрешность. При планируемой длине прокола в 40 м, чтобы пробойник не сошел с дистанции, требуется строгое соблюдение горизонтального уровня.
О технических параметрах пневмопробойника
Чтобы правильно выбрать оборудование для прокола нужно уметь ориентироваться в его технических характеристиках. Ключевыми критериями выбора являются:
- Параметры планируемой скважины – максимально допустимая длина (м) и диаметр (мм). В бюджетных версиях d тоннеля равняется диаметру корпуса и может увеличиваться за счет расширителей.
- Длина пробойника в мм. Чем больше параметр, тем прокол точнее.
- Скорость прокола (м/мин). Зависит от силы удара и частоты ударов.
- Давление и расход сжатого воздуха (бар, л/мин). Эти параметры важны при выборе компрессора. В случае недостаточной мощности нагнетательной установки агрегат может заклинить в грунте либо прокол будет проходить медленно.
При сооружении коммуникаций через дорогу, в городе, на промышленном объекте или в зеленой зоне пневмопробойник помогает в два-три раза сократить расходы на земляные работы и в целом удешевить саму прокладку коммуникаций. При этом существенно возрастает скорость производства работ, после которых не требуется восстановления покрытий.
15.09.2021