Виды работ
Ремонт трубопроводов без вскрытия траншеи. Виды санации
Восстановление подземных трубопроводов без демонтажа поврежденного участка называется санацией. Водопроводные и канализационные коммуникации в процессе многолетней эксплуатации подвергаются колоссальным нагрузкам. Системы ослабляются вследствие воздействия транспортируемого вещества, внешних факторов и коррозии, переставая полноценно справляться со своими функциями.
Ранее для восстановления трубопроводов требовалось раскапывать траншеи, менять трубы, а затем их закапывать. Открытый ремонт с перекладкой водопроводных/ канализационных систем в условиях плотной застройки и концентрации коммуникаций был сопряжен с серьезными разрушениями на местности и требовал огромных финансовых вложений. Вскрытие траншей с недавних пор ушло в прошлое. Сегодня практикуется целый ряд технологий закрытой реконструкции прохудившихся труб, когда не нужно перекапывать газоны или рушить дорожное покрытие, перекрыв пешеходные пути или транспортное сообщение.
С санацией решаются проблемы:
- трещин и засоров;
- ослабления пропускной способности труб вследствие зарастания отложениями внутренней поверхности;
- разрушения материала под влиянием внешних агрессий, например, из-за разросшейся корневой системы;
- протечек, обусловленных коррозийными процессами;
- разрушений по причине окончания срока эксплуатационного ресурса.
Популярные разновидности технологий бестраншейной санации
К распространенным методикам закрытого ремонта относится восстановление ветхих участков инженерных магистралей с помощью нанесения защитных покрытий и введения трубы в старую систему без ее разрушения или с разрушением.
Внутреннее напыление защиты на основе цементно-песчаного раствора и эпоксидных смол
Санирование ЦПП (цементно-песчанным покрытием) обеспечивает трубопроводу постоянную пропускную способность. К плюсам технологии относят доступность и дешевизну материалов (цемента и песка), неограниченный диаметр реконструируемого трубопровода, к минусам – недолговечность результата. Восстановленный участок прослужит не более 20 лет. Кроме того, применение напыления ЦПП ограничивается состоянием действующих коммуникаций. Метод недопустим при сквозных отверстиях в трубе.
Протягивание полиэтиленовой трубы меньшего диаметра в действующий трубопровод или «труба в трубе»
Так как после этого санирования канал становится уже, то способ подходит только для случаев с некритичными требованиями к пропускной способности системы. Чтобы трубопровод как можно меньше изменился в поперечном сечении, были созданы более эффективные технологии протяжки труб в старые каналы - Свейджлайнинг, У-лайнер, Омега-лайнер. В перечисленных способах используются полиэтиленовые трубы, обжатые до меньшего диаметра либо с предварительным изменением формы. С помощью специального оборудования они распрямляются, достигая своего первоначального объема, и плотно прилегают к стенкам старой магистрали. Во избежание повреждения материала лайнера перед санацией в обязательном порядке проводят предварительную очистку канала с извлечением острых тел – наплывов сварки, концов электродов, которые зачастую попадаются в старых стальных трубопроводах.
Покрытие полимерным рукавом
Технология предполагает армирование канала изнутри специальным «чулком», изготовленным из нейлоновых и полиэфирных волокон с эпоксидной пропиткой. Позволяет восстанавливать системы водоснабжения и водоотведения с диаметром каналов до 60 см. Обладает массой преимуществ: выполняется в трубопроводах с изгибами, минимально уменьшает диаметр трубы, служит более полувека. Гибкий рукав, вставленный в канал, после полимеризации превращается в новую трубу со всеми функциями старой.
Разрушение старой трубы и одновременная протяжка новой полиэтиленовой
Метод рассчитан на использование разрушителей труб – пневматических или гидравлических. Оборудование на гидравлике считается более прогрессивным и справляется с любыми конструкциями – чугунными, стальными, железобетонными, керамическими. Стенки старых коммуникаций измельчаются режущей головкой, осколки утрамбовываются в грунт, а новая труба входит в освобожденный канал. Санирование практикуется при замене ветхих участков в любых системах с трубами от 50 до 800 мм в диаметре. В списке преимуществ данной технологии – отсутствие необходимости в чистке и обследовании проблемного участка магистрали, возможность прокладки трубы большего диаметра в прежнем канале, долговечность результата (полиэтиленовые системы служат практически вечно).
Сильные стороны бестраншейного ремонта труб.
Технологии закрытого восстановления трубопроводных систем имеют многочисленные преимущества, по сравнению с траншейным ремонтом:
- Отпадает потребность в составлении сложной проектной и сметной документации, так как восстановление проводится в старых каналах.
- Снижаются расходы на спецтехнику для производства земляных работ.
- Реконструкция обходится малочисленным количеством специалистов. Экономическая выгода по сравнению с траншейной заменой в 3 раза.
- Ремонт ведется в ускоренном темпе (быстрее в 5 раз по сравнению с открытым), не затрагивая при этом близлежащие коммуникационные сети.
- Стройплощадка минимальная, городская жизнь не нарушается. Не нужно ломать асфальт и останавливать движение, достаточно двух аккуратных рабочих колодцев.
- Производство работ не влияет на экологию.
- Результаты отличаются высокой технологичностью и долговечностью.
Все способы закрытой санации исключают риски осадка фундаментов, смещения подземных конструкций, обрушения зданий, нарушения транспортного сообщения. Благодаря бестраншейным технологиям и оборудованию для них сегодня можно отремонтировать протяженный и самый труднодоступный участок трубопровода быстро и при минимальных затратах.
25.12.2020